Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года


Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (Концепция 2020) – утверждена правительством РФ в октябре 2008 г. В этом документе Россия ставит задачу возвратить себе статус великой державы и войти в пятерку наиболее богатых стран мира (по валовому ВВП), определяющих мировое развитие. Эти цели подтверждаются в выступлениях высшего политического руководства РФ даже в условиях кризиса.

Похоже, до начала мирового экономического кризиса наши руководители исходили из того, что дела в российской экономике идут весьма успешно.

В опубликованной на сайте Минэкономразвития 15 октября 2008 г., т.е. в самый разгар кризиса, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в частности, подводились следующие итоги развития России в 1991-2008-х гг., рассчитанные по паритету покупательной способности (ППС): объем ВВП РФ в 2008 г. к уровню 1991 г составил 110% и достиг 2 трлн. долл., в результате Россия по объему ВВП стала «шестой экономикой мира»; золотовалютные резервы РФ составили $500 млрд.; внешний долг – $460 млрд. (36% ВВП); доля в мировом производстве энергии – 10,3%.

На основании этих цифр в документе правительства РФ делался вывод о том, что «Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран-мировых лидеров».

концепция 2020

Многие серьезные экономисты сочли данный вывод шапкозакидательским. В частности, они обратили внимание на некорректность подсчета ВВП РФ лишь по ППС.

Если же считать ВВП по номинальному потенциалу (который является более объективным, чем ППС), то экономика России в 2008 г. была не шестой, а всего лишь одиннадцатой.

Таким образом, Россия не входила даже в «золотую десятку» наиболее развитых стран мира. По номинальному потенциалу ВВП мы в 10 раз уступаем США, почти в 5 раз отстали от Китая, вдвое — от Германии и Индии, оказавшись отброшенными во вторую десятку государств мира.

Самое же главное заблуждение правительства состояло в том, что оно полагало: до 2020 г. в мировой экономике ничего, похожего на кризис, не произойдет, цены на энергоносители будут продолжать расти (глава Газпрома Миллер заявил в июле 2008 г., что в 2009 г. нефть будет стоить $200 за баррель), а с ними будет, как на дрожжах, расти и российская экономика, автоматически обеспечивая стране повышение ее политического статуса.

И даже разразившийся мировой кризис не отрезвил наше руководство: в октябре 2008 г. уже в условиях кризиса, кто-то вписал в Концепцию-2020: «мировой финансовый кризис продлится 3-4 квартала и к концу 2009 г. будет преодолен. Россия выйдет из него с минимальными потерями и даже окрепшей».

Все эти заблуждения дали нашему правительству основания для того, чтобы наметить прямо-таки фантастические планы на следующие 10-15 лет. Так, в 2015-2020 гг.

Россия должна была войти в пятерку мировых лидеров по объему ВВП (по ППС), а к 2030 г. ВВП должен был возрасти в 3,8 раз. При этом производительность труда должна была возрасти в 3-5 раз, а доля России в мировой экономике в целом – 4,3% (2008 г. – 3,2%) по ППС. Планировалось также резкое увеличение уровня жизни граждан России.

В 2020 г. ВВП на душу населения составил бы 30 тыс.долл. (2007 – 14 тыс.долл.), а в 2030 – 50 тыс. долл. В 2025 г. средняя продолжительность жизни составила бы 75 лет; при этом уровень смертности от насильственных причин снизился бы вдвое.

Высшим образованием в эти сроки планировалось охватить 70% населения. Уровень обеспеченности жильем – до 30 кв.м. на чел. (или приблизительно 100 кв.м. на одну семью).

все будут обеспечены жильем

При запланированных инфляции в 3% в год (в 2008 г. она составила 13,5%) и темпах роста ВВП в 6-7% в год рост потребительских цен в 2020 г. должен был составить всего 3%.

К 2020 г. намечалась серьезная реструктуризация национальной экономики в сторону инновационного развития: доля инновационных предприятий должна была составить 40-50% (2008 г. – 8,5%); доля инновационной продукции в национальной экономике – 25-35% (2008 г. – 5,5%); затраты в федеральном бюджете на НИОКР – 2,5-3% (2008 г. – 1%); сектор экономики знаний – 19% (2008 г. – 10%); удельный вес инновационной продукции – 35% (2008 г. – 0,5%). При этом доля нефтегазового комплекса должна была упасть до 10-12% (2008 г. – 19%).

За счет такой реструктуризации к 2020 г. планировалось существенно потеснить мировых конкурентов на рынках высоких технологий и инновационной продукции: место России на рынках высоких технологий должно было составить 5-10%; доля России в мировом технологическом рынке – 5-10%; удельный вес экспорта инновационных товаров в мировом инновационном экспорте – 2% (2008 г. – 0,3%); доля гражданской авиационной техники на мировом рынке продаж такой техники – 10-15%.; доля на рынке космических услуг – 30%.

к 2020 г. планировалось существенно потеснить мировых конкурентов на рынках высоких технологий

Намечалось увеличение экспорта национальной машиностроительной продукции в 6 раз. В эти же сроки Россия должна была организовать серийное производство истребителя «пятого поколения» и выйти с ним на мировой рынок торговли оружием, т.е. обеспечить способность конкуренции на этом рынке с США.

В Концепции-2020 записано, что Россия станет одним из глобальных центров мирохозяйственных связей, что, по планам правительства РФ, должно обеспечить России к 2020 г. ведущие позиции в основных международных институтах – «Группе восьми», ООН, МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д. Такая задача должна была решаться в три этапа:

2008-2012 обеспечиваются реализация и расширение имеющихся конкурентных преимуществ – энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов.
2013-2020 осуществляется переход на новую технологическую базу – информационные, био- и нанотехнологии, улучшение качества человеческого капитала и социальной среды, происходит структурная диверсификация экономики.
После 2020 достигается закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий сектор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.
Концепция-2020 уже в конце октября 2008 г. бесследно исчезла с сайта Минэкономразвития.

Тем не менее, члены правительства РФ, включая министра экономического развития, с тех пор неоднократно подтверждали, что эта Концепция полностью сохраняет свою силу.

В конце 2008 г. была опубликована новая редакция Концепции-2020, правда уже без вышеупомянутых амбициозных цифр.

При этом политическое руководство Российской Федерации по-прежнему следует поставленной ранее задаче: вывести к 2020 году страну в «пятерку» мировых лидеров.

При этом МИД РФ развивает концепцию «коллективного лидерства», имея в виду лидерство нескольких наиболее влиятельных в экономическом, военном и политическом отношении стран, в число которых якобы войдет (или уже даже вошла) Россия.

МИД РФ развивает концепцию «коллективного лидерства»

Тем самым политическое руководство РФ отвечает на запрос российской политической элиты, которая не удовлетворена нынешним положением России в современном мире. Во многом такая задача совпадает с чаяниями русского народа, в национальном самосознании которого глубоко укоренено представление о России как о великой стране, на протяжении многих веков игравшей ключевую роль в мировой истории.

Очевидно, однако, что у страны пока нет реалистичной стратегии развития, которая позволяла бы рассчитывать на решение этой задачи. Таковой не может быть Концепция-2020, поскольку она не подкреплена ни потенциалом «жесткой», ни потенциалом «мягкой» силы современной России.

Кортунов Сергей Вадимович

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *