Дело о приватизации и МСП в Нигерии и странах Африки к югу от Сахары

За первые пять лет этого десятилетия 37 стран Африки к югу от Сахары привлекли в общей сложности более 11 миллиардов долларов США на программы приватизации. Хотя большая часть этой корпорации выросла в сделках с низкой стоимостью в конкурентных секторах, этот показатель ставит регион только в Европе и Латинской Америке в глобальные тенденции приватизации. В то время как Африка, Гана и Замбия была в первых рядах, Нигерия имеет бесспорное преимущество. На третью по величине экономику Африки приходилось более 70% от 975 млн. Долл. США, полученных в 2004–2005 годах, главным образом из-за одной сделки, связанной с изъятием важной портовой операции.

По всей Африке приватизация стала руководящим принципом для стран, которые пытаются развивать динамичный частный сектор и развивать свою экономику. Тем не менее, страны все еще сталкиваются с трудными проблемами с точки зрения неутешительных социальных показателей, дефектной инфраструктуры и огромных пробелов в эффективности. По сути, интеграция континента с глобальной экономикой была остановлена ​​крайней нищетой, особенно в западных регионах, где она по-прежнему сводит на нет попытки устойчивого развития.

Нигерии удалось возглавить пакет агрессивной приватизации в Африке, опираясь на понимание того, что это единственная подходящая и экономически оправданная мера для быстрого и всестороннего роста. Со времени возвращения гражданского правления к концу прошлого столетия Нигерия также уделяла первостепенное внимание сокращению масштабов нищеты на основе разумных мер макроэкономической политики. Его усилия заключались в ограничении государственных расходов и вовлечении в прямое экономическое производство, мобилизации ресурсов и привлечении местных и иностранных инвестиций. Однако, учитывая огромную зависимость от экспорта нефти и вопиющее неумелое руководство, которое ознаменовало следующие десятилетия военного правления, Нигерия сталкивается с ошеломляющим ростом.

Хотя намерение экономической реформы никогда не ставилось под сомнение, результаты Нигерии в проведении приватизационных сделок были довольно контролируемыми. Широкие параметры этой инициативы основаны на предыдущих успехах в других частях мира, от Великобритании до России, от Европы до США и Азии. Официальное ознакомление Нигерии с этой концепцией произошло в Указе о приватизации и коммерциализации 1988 года, Инициативе по заказу программы структурной перестройки, финансируемой МВФ. В 1999 году федеральным правительством было создано Государственное управление по предпринимательству (БФБ) для подготовки и реализации государственной политики приватизации. Смущает, что многие из первых приватизационных сделок закончились фиаско.

Правительство бывшего президента Обасанджо продало два нефтеперерабатывающих завода частному консорциуму, но позднее эта продажа была отменена администрацией покойного президента У.М. Яр-Адуа по обвинению в совершении преступления. Последующие попытки приватизировать завод пришлось прекратить из-за юридических лазеек. Ликвидация телекоммуникационной монополии государственного сектора в Нигерии NITEL закончилась катастрофой, когда компания понесла огромные убытки и не выполнила свои долговые обязательства, что вынудило правительство восстановить контроль в начале этого года. Нигерийные авиалинии, которые в настоящее время не работают, также не взлетели, несмотря на несколько попыток коммерциализации. В дополнение к демонстрации неумелости в политике и реализации, эти примеры, что более важно, служат для освещения обширных неудач крупного бизнеса в Нигерии.

В Соединенных Штатах небольшие компании с числом занятых менее 500 человек представляют 99,9% из 24 миллионов компаний в этой стране. МСП в Европейском Союзе обеспечивают в общей сложности 65 миллионов рабочих мест или две трети всех рабочих мест, и 90% всех латиноамериканских предприятий являются микропредприятиями. Ближе к дому в Кении, данные за 2003 год показывают, что МСП дают 18% национального ВВП. Учитывая глобальные тенденции последних нескольких десятилетий, аргументы в пользу МСП по сравнению с крупными предприятиями просто подавляющи. Быстрое развитие предпринимательства в атмосфере, способствующей росту частного сектора, — это единственный способ, с помощью которого Нигерия может надеяться на достижение этого посредством обязательств по Целям развития тысячелетия или местным целям 2020 года.

Преимущества приватизации слишком важны для Нигерии, чтобы их игнорировать в контексте долгосрочных планов развития:

• В зависимости от пруденциальной реализации, приватизация может помочь укрепить рынки капитала, увеличивая местную собственность путем резервирования акций для граждан.

• Многие правительства эффективно сократили государственный долг, мобилизовав деньги за счет сокращения инвестиций и связанных с ними инструментов, уменьшив потребность в субсидиях и налоговых льготах.

• Приватизация создает здоровую конкуренцию, которая помогает расширять рынки, устанавливает лучшие практики и улучшает стандарты производства и обслуживания.

• Исследования Всемирного банка подтверждают значительное улучшение показателей деятельности частных предприятий за счет устранения административных ограничений, типичных для деятельности государственного сектора.

• Развивающиеся страны, такие как Индия и Бразилия, с сильной привязанностью к свободным рынкам, смогли получить огромные иностранные инвестиции за счет приватизации монополий государственного сектора.

Прямые иностранные инвестиции в Африку подскочили с менее чем 1 млрд. Долл. США в 1995 году до 6,3 млрд. Долл. США в 2000 году. Хотя это вызывает здоровый рост, приток инвестиций в Нигерию и остальную часть стран Африки к югу от Сахары остается ограниченным из-за местных ограничений. В регионе отсутствуют конкурентные рынки и целостная нормативно-правовая база, которая обеспечивает необходимую атмосферу для приватизации. Учитывая прошлый опыт, крайне важно, чтобы Нигерия сформулировала эффективные реформы государственного сектора, прежде чем пытаться продавать государственные активы дальше. Кроме того, такая мера должна быть принята как часть больших усилий по содействию экономической эффективности.

Приватизация средств массовой информации и обширной инфраструктуры государственного сектора обычно ставит еще более сложные задачи. Нигерийские законодатели должны быть особенно заинтересованы в укреплении институциональных механизмов, регулирующих рыночные операции. Это предполагает укрепление административных и правовых систем, наращивание потенциала органов исполнительной власти и сокращение коррупции и политического вмешательства. Неудачный отказ от инвестиций в флагманский порт RORO в Лагосе, Нигерия, является хорошим примером, когда дело доходит до демонстрации ловушки в процессе приватизации в этом уголке мира.

Три отдельных объекта в порту Лагос, которые обслуживают около 180 000 тонн грузов в год, уже много лет находятся в частном пользовании. Владельцы показали огромные расходы на заработную плату, чтобы объяснить мрачную прибыль, которая в среднем составляет более 40 000 долларов США в год, что вынудило нигерийские власти взять под контроль. За год и без дополнительных инвестиций прибыль выросла до более чем 1 миллиарда долларов.

Несмотря на шок, подобные инциденты, предполагающие массовую коррупцию, регулярно прерывали восстановление экономики Нигерии. По некоторым оценкам, до сих пор 70 федеральных правительств Наиры поглощены бюрократией, которая должна была это сделать. Независимо от направления политики приватизации, управление в Нигерии также нуждается в радикальных реформах, таких как экономика!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *