Китай — азиатский энергетический дракон

В настоящее время Китай прилагает огромные усилия, чтобы контролировать растущее потребление энергии, одновременно способствуя быстрому росту экономики. Эти цифры подтверждают масштаб проблемы: в реальном выражении ВВП Китая в 2007 году был более чем в два раза выше, чем в 2000 году; энергетический сектор добавил более 90 ГВт электроэнергии всего за один год; и 100 миллионов тонн энергосбережения с точки зрения угля должно быть достигнуто за счет привлечения почти 1000 крупнейших компаний, использующих энергию в экономике. Хотя китайские лидеры продемонстрировали свою готовность учиться на международном опыте, просто нет прецедента для предложенного пути развития. Политики и программы, представленные Китаем, обязательно являются исключительными, учитывая стоящие перед ними проблемы и разрабатывающие оригинальные подходы к реализации этих стратегий и программ в экономике страны.

Их отличает не только масштаб усилий по повышению энергоэффективности в Китае. Административная структура Китая допускает и требует новых подходов «китайского характера». В рамках структуры смешанной экономики, называемой «социализмом с китайскими характеристиками», правительство сохраняет значительные полномочия для перехода экономики к распределению ресурсов в направлении энергоэффективных отраслей и продуктов. Вертикальная интеграция правительственных учреждений означает, что те, кто находится в центральном правительстве и несут ответственность за определение политики в области энергоэффективности, также присутствуют на местном уровне для мониторинга реализации. Существующие линии связи, ответственность и ответственность могут быть направлены на цели энергоэффективности. Первое впечатление заключается в том, что это идеальная среда для быстрого прогресса в повышении энергоэффективности.

Но реальная ситуация намного сложнее и часто противоречит пониманию международного сообщества. Китай является экономикой в ​​переходной фазе, как плановой, так и управляемой рынком, который быстро развивается. Большинство государственных предприятий, которые хорошо реагируют на государственные системы вознаграждения, работают вместе с частными предприятиями, которые быстрее реагируют на ценовые сигналы. Экономика некоторых прибрежных провинций имеет развитые производственные мощности и оживленный сектор услуг, а экономика внутренних провинций остается преимущественно аграрной. Оценка политики Китая в области энергоэффективности на национальном уровне не учитывает различия в этих областях энергоэффективности в Китае.

«Богатство распределено по провинциям Китая неравномерно, доход на душу населения варьируется от 10 000 юаней в Ганьсу до почти 66 000 юаней в Шанхае. Китай является крупнейшим в мире производителем энергии и вторым по величине потребителем энергии (IEA 2008)».

В Китае находятся самые передовые экологические компании, такие как производители солнечных батарей и ветряных турбин, но, с другой стороны, с 2000 года. Потребление угля на единицу электроэнергии в энергетическом секторе было более чем на 20% выше, чем в развитых странах.

В наиболее развитых провинциях Китая средний валовой региональный продукт на душу населения составляет 66 000 юаней, в то время как количество внутренних провинций составляет около одной пятой. В некоторых особых экономических зонах отрасль платит рыночные цены на энергоносители, но в большинстве стран Китая розничные цены на энергоносители остаются субсидированными. Согласно недавнему исследованию, одна провинция опубликовала данные о потреблении энергии в зданиях для 526 общественных зданий, но получение надежных данных о потреблении энергии во многих других провинциях остается сложной задачей. Для достижения целей центрального правительства в области энергоэффективности реализация политики в области энергоэффективности в Китае должна быть успешной во всех этих условиях.

Растущий опыт Китая в реализации политики в области энергоэффективности является уроком для многих наблюдателей. Другие страны с переходной экономикой могут учиться на различных подходах, которые развиваются в Китае; даже в одном Китае одна провинция может учиться на опыте других. Энергетические компании должны понимать глубину и масштаб программ энергоэффективности, чтобы оценить влияние развития Китая на международные энергетические рынки и понять этот огромный потенциальный рынок для энергоэффективных продуктов и услуг. Конечно, те, кто хочет понять приверженность Китая смягчению воздействия развития на окружающую среду, должны понимать различные географии энергоэффективности в Китае.

Китай имеет долгую историю стремления к энергоэффективности и защите. Теперь, признав угрозу энергетической безопасности, устойчивому экономическому росту и окружающей среде, что связано с быстрым ростом спроса на энергию, Китай поставил энергоэффективность и защиту в качестве энергетической стратегии с наивысшим приоритетом. После среднесрочного и долгосрочного энергосбережения в 2004 году было предпринято несколько важных действий на высоком уровне, чтобы вывести Китай на путь менее энергоемкого развития. Наблюдатели встретили их с обожанием, но также и скептицизмом.

Одиннадцатый пятилетний план стал испытательным стендом, подтверждающим китайскую, ресурсосберегающую и экологически чистую стратегию развития. Лидеры и наблюдатели Китая по всему миру следят за тем, может ли внутренняя энергетическая и экологическая политика снизить рост энергии в этой быстро растущей индустриальной экономике.

Предыдущие исследования указывали на проблемы, связанные с реализацией энергетической политики в этой экономике, в рамках которой были выпущены силы развития, рыночные реформы, индустриализация, урбанизация и глобализация. Вот почему этот отчет сфокусирован на реализации — чтобы понять, как политики центрального правительства в области энергоэффективности реализуются провинциями, местными органами власти, секторами и предприятиями в Китае. Свидетельство успеха в реализации указывает на осуществимость стратегии, которая резко влияет на глобальную энергетическую перспективу. Кроме того, успешные стратегии реализации могут стать источником дальнейших усилий по повышению энергоэффективности как в Китае, так и за его пределами.

Чтобы обеспечить более высокий уровень жизни, правительство стремится достичь ВВП на душу населения в 2020 году. В четыре раза больше, чем в 2000 году. Лидеры Китая определили два препятствия для достижения этой цели посредством энергоемкого развития. С одной стороны, неопределенные запасы энергии могут сдерживать рост. С другой стороны, быстрый и нерегулируемый рост в энергетическом секторе может обеспечить необходимые поставки энергии при затратах на окружающую среду, которые могут поставить под угрозу более высокие стандарты жизни, которые являются конечной целью. Поэтому снижение энергоемкости экономики на 20 процентов было определено в качестве обязательной цели в 11-й пятилетке (2006-2010 годы).

«В 2007 году население Китая составляло 1,32 миллиарда человек против 1,27 миллиарда в 2000 году».

Это важное изменение в национальной энергетической политике Китая осуществляется в первую очередь путем всеобщего принятия поддерживающих, обязательных целей воеводства в области энергоемкости. Затем провинции ответили распространением этих целей в пределах своей юрисдикции и принятием политики и мер, которые соответствуют централизованно изданным требованиям или передают национальные правила в их юрисдикцию. Собранные к настоящему времени доказательства указывают на то, что все провинции приняли меры для достижения своих целей и что многие провинции находятся на пути к тому, чтобы сделать этот вклад национальной целью. Однако провинциальное меньшинство не развивается в запланированном темпе, и многие центральные фонды широко не используются.

Простой факт наличия данных о достижении целей в области энергоэффективности и защиты отражает уровень успеха. Это показывает, что прогресс измеряется в направлении достижения изменений, что является ключевым шагом в области подотчетности. Фактически был разработан четкий метод оценки эффективности провинций и ключевых энергопотребляющих предприятий. Различные нормативно-правовые акты, выпущенные как центральными, так и провинциальными правительствами, предполагают, что результаты этих оценок будут эффективно мотивировать к действию путем преобразования существующих методов оценки административной эффективности, поощрения и похвалы общественности в задачу стимулирования энергоэффективности и защиты окружающей среды. ,

В последние годы было предпринято несколько попыток реорганизации национальных энергетических агентств для уточнения и консолидации ответственности за энергетическую политику. Национальная комиссия по развитию и реформам остается ключевым надзорным органом по внедрению энергоэффективности и защиты окружающей среды в 11-й пятилетке. Тем не менее, активные цели в области энергосбережения требуют, чтобы мероприятия по внедрению продвигались дальше и глубже в разные сектора, что требует более тесного сотрудничества между различными министерствами и ведомствами, ответственными за эти сектора. Администрация в Китае является вертикально интегрированной, благодаря чему участие различных министерств позволяет местным министерствам этих министерств осуществлять фонды энергоэффективности и энергоснабжения.Содействие этому сотрудничеству является целью недавно созданной Национальной энергетической комиссии.

Китай большой и разнообразный во многих отношениях, особенно с точки зрения энергоэффективности. От одной провинции к другой существуют большие различия в энергоемкости, и в рамках данной отрасли существуют огромные различия в производительности между лучшими подрядчиками и мародерами. В определенной степени эта изменчивость была признана в ходе осуществления программы ЭЭ и С. Различным провинциям были назначены разные цели в зависимости от их ситуации. Отрасли промышленности вынуждены сравнивать с лучшими, чтобы нацелить свои улучшения. Местные органы власти могут экспериментировать с различными подходами для достижения своих целей. Универсальный подход для всех не удовлетворяет конкретным условиям Китая с точки зрения энергоэффективности, и растущее разнообразие подходов является многообещающим.

В энергетическом секторе теплопроизводительность тепловых электростанций и потери в передающих и распределительных сетях концентрируются на ключевых показателях энергоэффективности. В Китае имеется более 6000 единиц тепловой энергии, более трех четвертей которых имеют мощность менее 100 МВт. Эффективность небольших тепловых блоков намного ниже, чем у крупных высокопроизводительных блоков мощностью более 600 мегаватт, которые были недавно внедрены в Китае. Текущая политика направлена ​​на повышение общей эффективности энергетического сектора путем закрытия небольших и стареющих электростанций. Эта политика часто непопулярна для местных заинтересованных сторон малых предприятий, но в 2007 году ей удалось исключить 23,4 ГВт малых электростанций, а средняя скорость теплопередачи тепловых электростанций улучшилась с 356 до 345 г углеродного эквивалента на кВт-ч.

Продолжение использования малых тепловых электростанций, вероятно, будет способствовать дальнейшему повышению эффективности. Недавние увеличения инвестиций в передачу и распределение поддерживают эту консолидацию мощности, а также улучшают стабильность сети и уменьшают потери в линии. Работая с национальными энергетическими и сетевыми компаниями над повышением эффективности энергоснабжения, правительство также поощряло местные органы власти развивать комбинированное производство тепла и электроэнергии, что показало, что крупный проект в Пекине обеспечивает очень высокую эффективность системы.

«Вторичная промышленность (добыча полезных ископаемых, добыча, производство и поставка электроэнергии, воды и газа, а также строительство) обеспечивает почти половину ВВП Китая (NBS 2008b)».

Китайская сталелитейная промышленность является крупнейшей в мире, и на ее долю приходится 18 процентов конечного спроса на энергию в Китае. Это также чрезвычайно географически рассредоточено и фрагментировано. В отрасль входят мелкие производители, использующие устаревшие технологии, а также группы массового производства с более чем 30 миллионами тонн относительно современных производственных мощностей. В рамках масштабных экономических реформ в Китае правительство ограничило прямой оперативный контроль в отрасли. Поскольку производители стали стали независимыми, их неэффективность была обнаружена. Устранение этой неэффективности привело к периоду повышения энергоемкости, который продолжался до 2003 года. В настоящее время правительство использует тесные связи с промышленностью для содействия дальнейшему повышению эффективности за счет более агрессивной реструктуризации промышленности.

Благодаря соглашениям с провинциями и отдельными предприятиями Китаю удалось ликвидировать более 46 миллионов тонн неэффективных мощностей по производству стали. Чтобы удовлетворить требования правительства по эффективности, процессам и оборудованию, необходимы новые производственные мощности.

Кроме того, более 250 металлургических и металлургических предприятий участвуют в программе «Топливно-энергетическое предприятие Топ-1000», которая требует от них достижения определенного снижения энергопотребления под контролем правительств провинций. Технологические характеристики и цели энергосбережения, таким образом, широко представлены, но потенциальное слабое звено — это финансирование. Консолидация отрасли и иностранные инвестиции могут обеспечить некоторое финансирование для повышения энергоэффективности, но дополнительная государственная поддержка может ускорить внедрение эффективных технологий. Такие группы, как Азиатский энергетический инвестиционный совет, играют ключевую роль в финансировании этих вопросов.

Обрабатывающая промышленность в Китае играет двойную роль в стремлении повысить энергоемкость. Прежде всего, они повышают энергоэффективность продуктов, которые они поставляют на китайский рынок. Во-вторых, они снижают собственное энергопотребление, увеличивая добавленную стоимость своих продуктов, одновременно повышая энергоэффективность своих устройств. Прибрежные производственные центры в Китае, и особенно особые экономические зоны в этих районах, являются инкубаторами этого процесса. Несмотря на растущую приватизацию предприятий в этих областях, правительство поддерживает тесное сотрудничество с промышленностью. Местные чиновники реагируют на цели в области ЭЭ и С, отдавая предпочтение компаниям с низким энергопотреблением в своих странах. В то же время производители заинтересованы в том, чтобы выводить эффективные продукты на рынок через продвижение этих продуктов центральным правительством. Продолжающиеся усилия по либерализации цен приведут производителей к дальнейшему повышению эффективности их деятельности. Успех в прибрежных районах может быть перенесен в менее развитые регионы Китая.

Хотя жилой и коммерческий секторы сегодня гораздо менее важны, чем отрасль в общем потреблении энергии в Китае, это области быстрого роста спроса. В этих секторах существует большой потенциал для повышения энергоэффективности, и правительство пытается повысить их эффективность на протяжении многих лет. Недавно принятая политика ввела более высокие цели по снижению энергопотребления, в частности, в строительном секторе, и расширила сферу охвата, включив больше продуктов в соответствии со стандартами производительности и программами маркировки. Надзор и обеспечение соблюдения этих политик и программ необходимы для замедления роста энергетики в этих секторах.

«Основной китайский энергетический рынок включает в себя: уголь (73%), сырую нефть (21%), газ (4%), гидроэлектроэнергию (3%) и атомную энергию (менее 1%), большие внутренние запасы угля и высокую зависимость экономики однако, поскольку это топливо было источником энергетической безопасности, с того момента, как в 1996 году он стал импортером сырой нефти, импорт энергии из Китая систематически растет ». Недавние программы предоставили компаниям стимулы для создания эффективных продуктов для жилого и коммерческого секторов, а также штрафы за несоблюдение минимальных стандартов энергоэффективности.

Важно отметить, что эти положения подкреплены недавними изменениями в Законе об энергосбережении Китая. Предыдущие данные свидетельствуют о том, что провинциальные и местные власти усиливают надзорную и правоприменительную деятельность в течение 11-й пятилетки. Быстрое расширение поверхности здания и использование устройства создает сложные условия для развития такого надзора, но также демонстрирует его необходимость. Развитая в настоящее время инфраструктура будет формировать будущее энергопотребление в этих секторах на протяжении десятилетий.

Одной из областей, в которых Китай обладает чрезвычайно высоким потенциалом для снижения спроса на энергию, являются финансируемые государством учреждения. Эти учреждения несут ответственность за огромные строительные ресурсы; более 100 миллионов квадратных метров, который включает в себя как офисные, так и жилые здания.

Потребление энергии на единицу площади этих зданий значительно выше, чем в аналогичных зданиях в Европе и Японии. Процесс начался в 2001 году под руководством государственной администрации Государственного совета (GOASC), чтобы понять потребление энергии государственными финансирующими учреждениями, а затем разработать и внедрить программу ЭЭ и С для сокращения этого потребления. Программа, возникшая в результате этого процесса, включает мониторинг потребления энергии, модернизацию зданий, улучшение управления транспортными средствами и государственные закупки энергоэффективных продуктов. GOASC сообщает, что в результате этих программ потребление электроэнергии на квадратный метр площади зданий снизилось с 81,3 кВтч в 2005 году до 73,1 кВтч в 2008 году.

Китай внедрил широкий спектр стратегий реализации в различных областях энергоэффективности. Не менее важно собирать постоянные отзывы об эффективности этих стратегий и использовать их для улучшения и повышения производительности. Этот процесс, который в Китае иногда называют «чувствовать путь через реку», даст опыт, который приведет к расширению программ по энергоэффективности и охране окружающей среды в Китае в оставшейся части 11-й пятилетки и позже, как в Китае. стремится создать путь сохранения, который защищает ресурсы и является экологически чистым.

выводы:

Задача, стоящая перед Китаем с точки зрения энергоэффективности в жилом и коммерческом секторах, заключается в необходимости повышения энергоемкости без замедления экономического развития. Согласно анализу, рост доходов увеличивает потребление энергии в жилищном секторе. Энергоэффективность, особенно реализуемая с помощью стандартов строительства и продукции, предлагает многообещающий подход к повышению энергоемкости, одновременно повышая конкурентоспособность отечественных производителей.

Роль предприятий является ключом к повышению энергоэффективности. Некоторое распределение ответственности, включая штрафы за несоблюдение правил и вознаграждения за исключительную эффективность, как это предусмотрено в национальной политике, стимулирует действия на местном уровне. Массовый подход производителей повысит эффективность политики, осуществляемой на национальном уровне.

Что касается правительства, то для улучшения реализации политики энергосбережения потребуется общенациональная система мониторинга гражданских зданий. Для этого потребуются дальнейшие действия, такие как создание комплексной системы сбора данных и расширение возможностей для адекватного мониторинга.

Наконец, общественная осведомленность и осведомленность об энергосбережении по-прежнему являются сложным барьером в жилом и коммерческом секторах. Требуется время, чтобы изменить не только общественную осведомленность, но также отношение и поведение. Поэтому необходимо постоянно информировать общественность о том, сколько энергии можно сэкономить с помощью энергосберегающих устройств и оборудования.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *