Краткое введение в историю и принципы Конвенции ООН о правах ребенка

Хотя права человека дети были признаны в международном сообществе более 50 лет назад, благодаря Декларация прав ребенка (1959), это не было обязательным в качестве международного соглашения или договора. Однако в 1978 году Польша предложила принять новую конвенцию 1979 года, которая была объявлена ​​Международным годом ребенка. Предлагаемая конвенция — позже названная Конвенция о правах ребенка — первоначально было предложено следовать принципам, изложенным в Декларации 1959 года, в отношении экономических, социальных и культурных прав, но многие страны выступили за более широкий охват, включающий правосудие, этническую принадлежность и участие детей в вооруженных конфликтах. Эти дополнительные аспекты прав детей отражают положения других конвенций, которые вступили в силу в то же время, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). Еще одна критика предлагаемой конвенции заключалась в том, что в ней отсутствовали детали, и она не была составлена ​​в практической форме.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций поддержала резолюцию Конвенции во время Международного года ребенка, но Комиссия по правам человека сопротивлялась чрезмерной спешке и создала рабочую группу, состоящую из представителей государств-членов, для рассмотрения первоначального предложения. Затем Польша представила измененное предложение, которое было принято в качестве лучшей основы для переговоров с целью достижения соглашения по конвенции. Все решения рабочей группы были основаны на консенсусе, что означало, что некоторые ключевые вопросы, такие как детские браки, не были включены, потому что по этим вопросам не удалось достичь консенсуса. Тем не менее этот процесс в конечном итоге привел к созданию согласованного текста, который можно было бы представить Генеральной Ассамблее без каких-либо противоречий.

Несмотря на ранние надежды на конвенцию, которая могла бы быть принята государствами-членами в 1979 году, потребовалось десять лет и больше проектов, прежде чем конвенция была завершена. Тем временем было больше стран из Африки и Азии, а также некоторых исламских стран, поэтому конвенция стала более представительной для глобальных корпораций. Редакционный процесс также сопровождался прогрессом в принятии других международных соглашений, включая документы о ювенальной юстиции, приемной семье и усыновлении. Условия этих соглашений легли в основу многих принципов, изложенных в Конвенции.

Вне Организации Объединенных Наций некоторые государства-члены ООН и межправительственные организации, такие как Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда и (с задержкой) ЮНИСЕФ, участвовали в разработке. Неправительственные организации не провели надлежащего разбирательства, но их можно поощрять представлять предложения и высказывать мнения по проектам. Поскольку некоторые неправительственные организации участвовали в подготовке других международных соглашений в то время, их вклад в Конвенцию был неоценим. Около 1983 года неправительственные организации, занимающиеся вопросами прав человека, и детские неправительственные организации объединили свои усилия, чтобы сформировать специальную группу для НПО, которая представила более последовательные предложения рабочей группе, созданной Комиссией по правам человека. Это привело к тому, что неправительственные организации оказали большее влияние на редакционный процесс.

Несколько спорных вопросов, поднятых в ходе редакционного процесса, включали определение ребенка, определение основных свобод, защиту наилучших интересов усыновленных детей и минимальный возраст, в котором дети могут быть вовлечены в вооруженные конфликты.

Определение ребенка открыто, когда начинается детство, но преамбула Конвенции применяется к детям до и после рождения. Более высокий возраст — когда заканчивается детство — был установлен в 18 лет, потому что в большинстве стран это был возраст зрелости. Основные свободы включают свободу ассоциаций, религии и общения. Усыновление было серьезной проблемой, потому что некоторые страны ранее разрешали плохо регулируемые усыновления своих детей в разных странах.

Многие страны хотели, чтобы минимальный возраст, в котором дети могли участвовать в вооруженных конфликтах, был установлен равным 18 годам, возраст, в котором дети перестают охватываться Конвенцией, с тем чтобы дети фактически исключались из участия в вооруженных конфликтах. Консенсус, однако, был невозможен в этом возрасте. В конце концов, возраст был установлен в 15 лет. Ратифицировав Конвенцию после ее принятия, некоторые страны отказались принять концепцию детей, вовлеченных в вооруженные конфликты, и сохранили свою позицию в отношении этого положения Конвенции.

Лишь в 1989 году, через 10 лет после Международного года детей, Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Поскольку большинство стран и стран мира ратифицировали эту конвенцию, она действительно стала «международно-правовой базой» для защиты и поощрения прав детей (Арбор). В соответствии со статьей 4 Конвенции государства-участники обязаны "принять все надлежащие законодательные, административные и другие меры", необходимые для реализации прав и принципов, изложенных в Конвенции. Это обязательство не является дискреционным. Это означает, что с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов все государства-участники должны выделять государственные средства для обеспечения того, чтобы законы, политика и программы в государстве соответствовали правам, признанным в Конвенции. Австралия и Новая Зеландия ратифицировали Конвенцию соответственно в 1990 и 1993 годах. Хотя Соединенные Штаты подписали Конвенцию, они не ратифицировали ее, что означает, что Соединенные Штаты не являются государством-участником и не обязаны выполнять принципы Конвенции.

Общими принципами Конвенции в их нынешнем понимании являются право не подвергаться дискриминации (статья 2), приоритет интересов ребенка (статья 3), право на жизнь, выживание и развитие (статья) и право быть услышанным (статья 12). ). Эти общие принципы часто используются в качестве руководства для толкования других принципов, которые подразделяются на две категории: негативные законы (когда государство не должно вмешиваться в осуществление закона) и позитивные законы (где государство должно содействовать осуществлению закона). справа). Другим способом классификации законов является их рассмотрение в прошлом, так что гражданские и политические права могут рассматриваться как «права первого поколения», экономические, социальные и культурные права могут рассматриваться как «права второго поколения» и «права солидарности», такие как потому что право на мир и право на чистую окружающую среду можно рассматривать как «права третьего поколения».

При оценке «наилучших интересов ребенка», которые не определены в самой Конвенции, можно сделать ссылку на Рекомендации УВКБ ООН по определению наилучших интересов ребенка (Май 2008 г.) Это важный документ, который дополняет Конвенцию и помогает специалистам по защите детей определить, что отвечает интересам конкретного ребенка или группы детей в их уникальных обстоятельствах.

Конвенция также является примером специализации прав. Хотя право на недискриминацию распространяется как на взрослых, так и на детей, принцип добра и право на жизнь, выживание и развитие являются примерами прав, которые конкретно применяются к детям в соответствии с международным правом. Эти особые права включают в себя право детей жить со своими родителями с учетом озабоченности по поводу защиты ребенка, которая может этому помешать, и право на игру. Таким образом, конвенция может рассматриваться как заявление о потребностях детей и «кодекс поведения», который сообщает родителям и другим взрослым, как им следует обращаться с детьми, находящимися на их попечении и в их обществе. На международном уровне Конвенция является руководством по минимальному уровню прав, который должен применяться к детям во всем мире. Если государство ратифицирует конвенцию, она становится юридически обязательной. В этом контексте важным факультативным протоколом, принятым в 2011 году, является «протокол связи», который позволяет детям (или группам детей) напрямую или через своих представителей обращаться в Комитет ООН по правам ребенка в связи с утверждениями о том, что права Конвенции были нарушены. , Однако любые права на пересмотр, возникающие у родителей или детей вашего ребенка, должны быть исчерпаны в первую очередь, если только Комитет не признает чрезвычайную ситуацию. В некоторых случаях комиссия может попросить страну происхождения принять меры для защиты ребенка, который привлекает внимание комиссии.

Важная текущая особенность Конвенции реализуется в соответствии с «Третьим факультативным протоколом к ​​Конвенции» (ОПИК), который создает комитет для контроля за соблюдением государствами Конвенции. Комитет состоит из 18 независимых экспертов, которые назначаются на 4-летний срок и работают лично не от имени своих стран. Государства, являющиеся участниками Конвенции, сообщают об их соблюдении. Комитет также получает «теневые отчеты» от неправительственных организаций, действующих в каждой стране. Этот аспект Конвенции является уникальным, поскольку ни один другой международный договор не предусматривает прямо роль специализированных учреждений в мониторинге соблюдения. После рассмотрения государственных отчетов и неправительственных организаций, комиссия отправит список проблем или проблем на веб-сайт. Это может привести к диалогу между представителями государства и комитета, и комитет выпустит официальные рекомендации. В соответствующих обстоятельствах комитет может предложить вам техническую и финансовую помощь, чтобы помочь вам выполнить ваши обязательства по Конвенции. Комитет также публикует официальные комментарии по аспектам Конвенции в качестве руководства для толкования и осуществления.

Вопрос прав детей тесно связан с благополучием и счастьем детей. Получить достоверные данные о благополучии и счастье сложно, особенно для маленьких детей. В последние десятилетия была проделана большая работа по измерению таких факторов, как физическое здоровье детей, психическое здоровье, самооценка и образ жизни. Такие данные о благосостоянии ценны как руководство к тому, как дети растут в зрелом возрасте, и могут помочь нам определить конкретные проблемы для отдельных детей или групп детей. В 2007 году ЮНИСЕФ опубликовал в своих международных данных Табель № 7 который включал показатели благополучия детей впервые (ЮНИСЕФ, 2007). Хотя эта непрерывная работа находится на ранней стадии, она может потенциально способствовать дальнейшему развитию Конвенции, признавая, что счастье детей является результатом многих факторов, которые могут иметь серьезные пожизненные последствия для отдельных лиц в контексте их отношений с другими людьми в обществе. вклад, который они вносят в общество, и общее качество жизни, которое они получают.

Этот изменяющийся взгляд на права детей помогает нам понять потребности детей и то, как их удовлетворение способствует лучшему будущему для всех нас. Было высказано предположение, что «главным достижением» Конвенции является повышение заметности детей в обществе, с тем чтобы права детей не были легко проигнорированы (Ли). Конвенция выделяется среди всех международных договоров, ратифицированных большинством государств, что является почти всеобщим признанием важности наших детей для будущего нашей планеты и признанием того, что защита прав детей должна быть выше, независимо от других потребностей наших ресурсов. Кроме того, ратификация конвенции государством часто тщательно контролировалась созданием независимого государственного учреждения, ориентированного на права детей. В Новой Зеландии этим независимым учреждением является Уполномоченный по делам детей, а в Австралии — национальный Уполномоченный по делам детей. В 2012 году в мире насчитывалось более 200 таких учреждений под разными названиями, в том числе «представитель», адвокат детей и «Комиссия по правам детей», которые участвовали в «мониторинге действий правительств и других структур, ускорении реализации прав детей, принятии жалобы, обеспечить средства правовой защиты от нарушений и создать пространство для диалога о детях в обществе и между детьми и государством "(ЮНИСЕФ, 2012). В Австралии Австралийская комиссия по правам человека охарактеризовала конвенцию как «поддержку[ning] работа народного комиссара по делам детей »(AHRC).

Несмотря на чрезвычайные усилия Детского комитета ООН по правам Организации Объединенных Наций, государств-членов ООН, которые ратифицировали Конвенцию, НПО, которые обращаются в комитет, и независимых государственных учреждений в государствах-членах, предстоит еще многое сделать для преодоления нарушений Конвенции и решения других конфликтных областей, таких как как детский брак и ювенальная юстиция. Уголовное право иногда критикуют за обращение с детьми, такими как маленькие взрослые (Эдвардс). Даже Австралия и Новая Зеландия сталкиваются с разделением между заботой, защитой и преступностью. Комиссар по делам детей Новой Зеландии заявил о необходимости «избегать ненужного строгого различия между правосудием в отношении молодежи и положениями, касающимися ухода и защиты». [of legislation] разрешение прохода между двумя частями "повторения аналогичного предупреждения от бывшего председателя суда по делам детей в Новом Южном Уэльсе, Австралия" Комиссар Новой Зеландии описывает "жесткую критику" со стороны Комитета по правам ребенка Организации Объединенных Наций, когда Новая Зеландия расширила юрисдикцию суда по делам несовершеннолетних в октябре 2010 года, чтобы обвинить совершение преступления детьми в возрасте 12 и 13 лет. Часть ответа — лучшее понимание нейропсихологических факторов, связанных с преступлениями несовершеннолетних, и того, как их следует отнести к вину в свете этих относительно недавних решений Грэм против Флориды 130 S.Ct. В 2011 году Верховный суд Соединенных Штатов Америки отметил, что в то время в Соединенных Штатах было 123 несовершеннолетних преступника без смертных приговоров, тюремное заключение без условного освобождения и что во Флориде "5-летний теоретически мог получить [life without parole] под буквой закона », — заключил, что« развитие психологии и науки о мозге все еще демонстрирует принципиальные различия между умами подростков и взрослых », что следует учитывать при осуждении несовершеннолетних правонарушителей.

Что касается браков, заключаемых для детей, то следует отметить, что примерно в 2012 году около трети девочек в развивающихся странах (кроме Китая) должны были вступить в брак до того, как им исполнилось 18 лет. Хотя большинство стран ратифицировали Конвенцию, в том же докладе ЮНФПА предполагается, что в течение десятилетия с 2010 по 2020 год в мире, вероятно, будет заключено около 142 миллионов детских браков. Хотя есть много причин для продолжающихся браков детей, последствия могут быть катастрофическими. Важной особенностью детских браков в некоторых странах является практика погашения долгов и разрешения споров путем выдачи маленького ребенка — практика, которую иногда называют «свиньями», — когда ребенок фактически порабощается мужем и часто наказывается за предполагаемое преступление его семьи.

Всеобщая ратификация ООН Конвенция о правах ребенка является свидетельством выраженных в нем ценностей — ценностей, которые были тщательно продуманы и которые подчеркивают «важность права признавать моральные индивидуальные права ребенка» (Da Silva et al.) — и работы бесчисленных соавторов со всего мира. Хотя Конвенция не является ни полной, ни полностью эффективной, она оказывает значительное влияние на благополучие детей в большинстве развитых стран. Даже в развивающихся странах конвенция и процессы ее мониторинга постепенно вызывают позитивные изменения. Например, в 2000–2014 годах число детей, работающих с детьми, сократилось примерно на треть (ЮНИСЕФ, 2014). Хотя это может быть выражено как две трети слишком много, для тех детей, которые теперь могут ходить в школу вместо работы, это изменение является существенным и меняет жизнь. Подобные закономерности можно наблюдать во многих других областях прав детей. Пожалуй, самое удивительное, что все произошло менее чем за 30 лет. Для каждого показателя это похвальное достижение.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *